воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Развитие познавательной активности детей 5 - 6 лет

 В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы.


Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...».
 В этом возрасте важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.  Задача взрослых: воспитание внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета в изобразительном искусстве и т.п.

Словесно-логическое мышление детей  формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность.
 
Дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

Р.Эмерсон утверждал: «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».
Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.

От взрослых требуется:


1.Создать условия для развития познавательной деятельности.
2. Развить мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
3. Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию.
4. Развить коммуникативные качества.

Организуйте с детьми дома:  детскую лабораторию «Я - исследователь», мини-библиотеку «Почемучка».

Регулярно пополняйте оборудованием детскую лабораторию и познавательной литературой мини - библиотеку.

Чаще организовывайте наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.
Проводите с детьми мини-исследования. Это интересно и познавательно.

Творческих вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий